Послевоенная тяжёлая автотехника для Советской армии
[ad_1]
Военные грузовики Ярославского автомобильного завода
Положение ЯАЗа стало в корне меняться в конце 1944-го, когда в новых цехах начали монтаж оборудования для выпуска двухтактных дизельных двигателей корпорации GMC. В 1945-м появились собственные прототипы с объёмной фигуркой ярославского медведя на капоте. С готовностью моторного цеха их сборка началась в 1947-м.
Семейство ЯАЗ-200 (1945-1950 гг.)
На бортовом семитонном грузовике ЯАЗ-200 установили собственный четырехцилиндровый дизель мощностью 110 л.с. и деревянную кабину. В 1949-м он прошёл военные испытания и затем применялся на транспортных операциях, буксировал артсистемы и участвовал в парадах. На его шасси были построены первые самосвалы ЯАЗ-205 и выпущена партия 135-сильных седельных тягачей ЯАЗ-200В.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/4b090ab1-e1c0-4f7d-b4f5-719c6dd3fd77/image005.jpg)
Несмотря на краткосрочный период изготовления этих машин, на их базе успели создать первый аэродромный бензозаправщик БЗ-200 и пятитонный автокран К-51 для выполнения инженерных работ.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/d4c9e6ac-33f7-4c2c-9e38-91333f4f3118/image007.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/c6f10ebf-2732-497d-be75-c2f121acc792/image009.jpg)
Семейство ЯАЗ-210 и его военные исполнения (1948–1958 гг.)
В апреле 1948-го были построены прототипы 12-тонного грузовика ЯАЗ-210 с задними двускатными ведущими колёсами и упрощенной кабиной с облицовкой дверей из деревянных реек.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/855628dd-7f70-4694-b755-b2bb285e3c50/image011.jpg)
Серийный вариант оборудовали шестицилиндровым дизелем в 165 сил, индивидуальными приводами задних мостов и цельнометаллической кабиной. В базовом исполнении он поступал в Советскую армию, где доставлял тяжелые грузы и выполнял функции артиллерийских тягачей.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/f8c75484-a023-4822-b4d0-7b57cb0ea2db/image013.jpg)
В небольших количествах был собран грузовик ЯАЗ-210А с низкой грузовой платформой и барабанной лебёдкой за кабиной. Помимо грузовых операций он играл роль тяжелого транспортёра-тягача для буксировки 15-тонных пушек или прицепов.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/e956e0da-37d0-4361-a947-6e80246d980e/image015.jpg)
В 1951-м на шасси ЯАЗ-210 создали самый крупный опытный каркасно-металлический «большой высокий» кузов БВ для ремонтных мастерских с многочисленными боковыми окошками. На той же базе монтировали 10-тонные дизель-электрические автокраны К-104 и 12-тонные К-121.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/b967c5f3-4b75-4e17-aa77-2f9e88847642/image017.jpg)
Первый тяжелый 215-сильный седельный тягач ЯАЗ-210Д на укороченном шасси ЯАЗ-210 служил для буксировки полуприцепов и артсистем полной массой до 30 тонн. Его особенностями были отбор сжатого воздуха для тормозов прицепного состава и лебёдка за кабиной водителя, которую можно было заменить двумя запасными колёсами.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/98ec94c9-bd16-4046-98aa-ebfb307bf7ea/image019.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/e83aae5d-be2e-4cde-ae94-99ef2ab59244/image021.jpg)
В войсках основными буксируемыми средствами для ЯАЗа-210Д являлись двухосные аэродромные полуприцепные бензозаправщики БЗ-16 и топливозаправщики ТЗ-16 со стальными эллиптическими цистернами вместимостью 16 тысяч литров горючего и автономными моторами от «Победы» М-20 для привода насосов.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/229449be-74ae-4f73-97d1-6037cd651791/image023.jpg)
С 1951 года завод выпускал редкий в отечественной автомобильной индустрии балластный тягач ЯАЗ-210Г с дизелями мощностью 165 или 215 л.с., прямым идейным прототипом которого считается американский вариант Diamond Т-981. В первом исполнении на тягаче применялся сварной кузов с гладкими бортами, в который для повышения тягово-сцепных качеств машины загружали до восьми тонн балласта, позволявших буксировать прицепы массой до 30 тонн. Во втором варианте на нём монтировали низкобортный металлический кузов с надставными бортами, тентом и продольными скамьями для 12 человек боевого расчёта.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/1d261181-7634-447e-ad98-8b242d6bfa4b/image025.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/6661964a-cf27-40e0-a358-acfbe4f34790/image027.jpg)
Военный грузовик ЯАЗ-214 (1951/1956-1959 гг.)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/f7b4a187-e882-4407-9489-6aeee5dda097/image029.jpg)
Этот семитонный грузовик стал первым полноприводным дизельным автомобилем Советской армии. Его прототипы на шасси ЯАЗ-210 собрали в начале 50-х, и только в 1956-м удалось приступить к серийному изготовлению модели ЯАЗ-214 с двигателем мощностью 205 л.с., пневматическим усилителем рулевого механизма, всеми односкатными колёсами и кузовом с продольными скамьями на 18 человек личного состава.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/3450b061-0dee-4c6d-a60b-d73a363ddea4/image031.jpg)
Военное оборудование на шасси ЯАЗ-214
Для специальных целей была разработана секретная система маркировки спецшасси 214Ш. Например, машина ЯАЗ-214Ш-7 служила для испытаний перспективных систем ракетного вооружения и снабжалась особыми приспособлениями и валами отбора мощности для привода надстроек.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/ae0b1692-a351-4da3-b495-b0746bcd761e/image033.jpg)
По военным заказам в единичных образцах ЯАЗ собирал седельные версии ЯАЗ-214 с опорно-сцепным устройством от тягача МАЗ-200В, а подмосковный военный завод № 38 на таком шасси собрал автопоезд КТ-214-40П с синхронным управлением колёс полуприцепа, который планировалось использовать под доставку и установку ракетного оружия.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/ca9c8904-9d9c-4a1a-babb-6985243ec946/image035.jpg)
Наиболее известной была самая мощная на то время советская система залпового огня БМД-25 или пусковая установка 2П5 тактического ракетного комплекса «Коршун» со спиральными направляющими для шести ракет калибра 250 мм с дальностью поражения 55 километров.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/7a83e7f5-99b2-42e5-b9bd-04b51b3a3afb/image037.jpg)
Автомобильное производство в Ярославле просуществовало очень недолго: в конце 1959-го его полностью перевели на Кременчугский автозавод (КрАЗ), а ЯАЗ переключился на выпуск дизельных двигателей. К тому времени было собрано 1265 машин ЯАЗ-214, которые в Кременчуге получили марку КрАЗ-214.
Военные грузовики КрАЗ-214 (1959–1967 гг.)
Вторично рождённые грузовики 214-й серии сошли с конвейера КрАЗа в декабре 1959 года и ничем не отличались от ярославского предшественника, не считая усиления лонжеронов рамы. С 1963-го завод выпускал наиболее распространенную версию 214Б с усиленным передним мостом и телескопическими гидроамортизаторами. Вариант 214М имел экранированное электрооборудование.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/981f1e98-c49d-484b-80b5-529ded7ad286/0.jpg)
Военное оборудование на шасси КрАЗ-214
К категории радиотехнических средств связи на базе КрАЗ-214М относились только радиолокационные высотомеры серии «Наклон» для пеленгования низколетящих воздушных целей. В разделе средств обеспечения ракетных комплексов состояла автоцистерна АКЦ-4-214М вместимостью 4000 литров кислотного меланжа – одного из компонентов ракетного топлива.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/b961b944-029e-42ff-99e3-2e9cd41d68fd/image041.jpg)
Инженерная и боевая автотехника
В 50-60-е годы на вооружение было принято несколько видов войсковых одноковшовых экскаваторов серии Э-305 с кабинами операторов на поворотной платформе и вспомогательными дизелями мощностью до 48 сил. Обычно их применяли для сооружения фортификационных сооружений, убежищ и котлованов, а также подъёма грузов массой до четырёх тонн.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/05ba1e3d-4517-4a6b-a2e3-352641089e07/image043.jpg)
Проведение инженерных работ на мёрзлых песчаных и глинистых грунтах обеспечивала сваепогружающая машина МЗС-13 путем завинчивания свай на глубину до восьми метров, винтовые лопасти которых прорезали грунт без разрушения его структуры.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/9b815e2c-0ee0-46c0-a3e7-cb635e640a98/image045.jpg)
С 1963 года на шасси КрАЗ-214/214Б с задними домкратами и лебёдкой устанавливали первые тяжёлые механизированные мосты ТММ с двумя раскладными двухколейными мостовыми блоками для наведения переправ с шириной проезжей части около четырех метров.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/fbb10435-8c68-4ef4-b993-9533708515a0/image047.jpg)
Один комплект ТММ состоял из четырёх мостоукладчиков с гидравлическими и тросово-блочными приводами исполнительных механизмов и использовался для возведения переправ длиной до 40 метров через неглубокие водные преграды, овраги и рвы.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/60c2ae48-64c2-49bb-af7d-5a80f986e993/image049.jpg)
В то же время завершились испытания раскладного понтонно-мостового парка ПМП, на котором впервые в мире применялись герметичные раскладные модульные паромы. В его состав входили 32 грузовика КрАЗ-214 для перевозки элементов моста. При их резком торможении во время движении задним ходом у кромки водоёмов они сбрасывались на поверхность воды и автоматически раскрывались, образуя наплавные мосты длиной до 230 метров и шириной проезжей части в восемь метров.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/bc4f50b4-9157-4279-9646-06a74be4d5af/image051.jpg)
По наследству от ЯАЗа новой машине досталось кратковременное продолжение сборки и испытаний пусковых установок БМД-25 комплекса «Коршун», которые по кучности попадания не удовлетворяли военных. Так в 1960 году все работы над ними пришлось остановить.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/b492c327-f998-4ec2-9476-d9e4a1e6471f/image053.jpg)
Варианты и военное оборудование грузовика КрАЗ-219 (1959–1965 гг.)
С переездом в Кременчуг продолжился выпуск 12-тонного грузовика КрАЗ-219 с 180-сильным дизелем, разработанного в Ярославле для замены ЯАЗа-210. С 1963-го выпускался вариант 219Б с доработанным двигателем. На этих шасси базировались седельные тягачи КрАЗ-221 и 221Б для буксировки полуприцепных систем массой до 30 тонн.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/9fe3fefc-3821-47b0-94dc-c67da3a7c68c/image055.jpg)
В 60-е на спецшасси КрАЗ-219П была создана кислорододобывающая станция АКДС-70М для получения из воздуха жидкого и газообразного кислорода и азота. Она размещалась в двух машинах с каркасно-металлическими фургонами для размещения технологического и компрессорного оборудования.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/482e8708-f9ae-47ec-b1d4-38e097b5f3cb/image057.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/bd23062c-37ed-412f-8416-d35d13ddea61/image059.jpg)
Наибольшее распространение получили тягачи КрАЗ-221/221Б, работавшие с полуприцепными аэродромными топливозаправщиками ТЗ-22 с цистернами на 22 тысячи литров авиационного керосина, автономными насосными станциями и задними кабинами управления.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/faaf6ed4-78a7-433e-9214-cf89097c2b01/image061.jpg)
С 1959 года на КрАЗе-219 монтировали 10-тонный дизель-электрический кран К-104, которого вскоре сменил 16-тонный многоцелевой вариант К-162. Оба служили в ракетных войсках, где их использовали для перегрузки тяжёлого ракетного оборудования на стартовых позициях.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/7619c486-e51d-4b5b-ba60-8bddd70a1e73/image063.jpg)
На заглавной фотографии – редкая пусковая 250-мм установка тактического комплекса «Коршун» на шасси ЯАЗ-214 в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.